Создание собственной студийной HDRI средствами Blender

Следом за принятым решением улучшить рендер с помощью HDRI, обычно сразу же встает вопрос — где ее взять? Можно конечно обратиться за помощью к Google-картинкам, однако далеко не все изображения, из найденных, авторы позволяют использовать без ограничений. Как быть? Выход прост — сделать собственную HDRI своими руками. Для этого в Blender есть все инструменты.

Студийная HDRI, созданная в Blender
Студийная HDRI, созданная в Blender

Процесс создания студийной HDRI:

  1. Добавить куб (shift+a — Mesh — Cube). Да, это тот самый, очень редкий, случай, когда можно использовать дефолтный куб ). Собственно это и будет студия — комната 2 на 2 на 2 метра.
  2. Перейти в режим редактирования (tab).
  3. Для удобства работы поднять его нижнюю границу (g — z — 1).
  4. Вывернуть нормали (w — Flip Normals). Нормали должны смотреть внутрь куба, ведь съемка студии будет вестись изнутри.
  5. Выйти из режима редактирования (tab).
  6. Для удобства скрыть отображение полигонов куба, оставив одну сетку. Для чего во вкладке Object установить:
    1. Display
      1. Maximum Draw Type = Wire
  7. Создать для куба материал в основе которого будет черный Diffuse (0,0,0) плюс немного Glossy для отражений:
Куб - "студия" для создания HDRI
Куб — «студия» для создания HDRI

Для получения результата необходима правильно настроенная камера, размещенная центре «студии», которая проведет круговую съемку.

  1. Добавить новую камеру (shift+a — Camera).
  2. Сделать ее активной (Выделить — ctrl+num0).
  3. Выровнять ее по центру куба по вертикали (g — z — 1).
  4. Во вкладке Data камеры установить:
    1. В режиме Perspective:
      1. Lens
        1. Focal Lens = 5 mm
    2. Переключиться в режим Panoramic:
      1. Lens
        1. Type = Equirectangular
      2.  Display
        1. Size = 50 cm
      3.  Camera
        1. Size = 16 mm

Также нужно правильно настроить параметры рендера. Размеры готового изображения должны иметь масштаб 2:1 по горизонтали. Формат изображения должен поддерживать режим расширенного диапазона яркости (собственно HDRI), поэтому привычный jpg не годится. Удобнее всего использовать формат Open EXR, обладающий необходимыми возможностями.

  1. Во вкладке Render:
    1. Dimensions
      1. Resolution
        1. X = 2048
        2. Y = 1024
    2. Output
      1. Установить формат OpenEXR
Добавление камеры в "студию" и настройки рендера
Добавление камеры в «студию» и настройки рендера

Если выполнить рендер сейчас, в результате получится лишь черный прямоугольник. В студии не хватает главного — источников освещения. Пусть в этом качестве выступает окно из трех сегментов — имитируем его светящимися плоскостями, и парочка люминесцентных ламп на потолке — светящиеся цилиндры.

  1. Добавить плоскость (shift+a — Mesh — Plane).
  2. Уменьшить в размерах (tab — s — 0.2 — ввод — tab). Расположить ее на стене.
  3. Создать для плоскости материал свечения (Emission) с силой Strength = 10.
  4. Сделать 2 копии (shift+d) и расположить их рядом.
  5. Добавить цилиндр (shift+a — Mesh — Cylinder).
  6. Отредактировать его (добавить модификаторы Bevel и Subdivision Surface), уменьшить в размерах. Присвоить цилиндру тот же самый матераил свечения, что и плоскостям. Расположить на потолке в нужном месте.
  7. Сделать несколько копий (shift+d) и расположить их рядом.
Добавление источников света
Добавление источников света

Все готово, можно запускать рендер. В результате будет создана HDRI, пример которой был показан в самом начале. Сохранить ее в формате *.exr.

Полученную HDRI можно сразу использовать для освещения сцен:

Освещение сцены. Равномерный серый свет (слева) и с использованием HDRI (справа)
Освещение сцены. Равномерный серый свет (слева) и с использованием HDRI (справа)

Студийные HDRI обычно достаточно простые т.к. используются главным образом для предметных рендеров, где главная задача — подчеркнуть контуры объектов и придать им яркий контраст. Однако, используя те же самые средства, можно создавать гораздо более интересные интерьерные HDRI, которые дадут очень реалистичное освещение и карту бликов.

Пример простейшей интерьерной HDRI
Пример простейшей интерьерной HDRI